m_v_dmitrieva (m_v_dmitrieva) wrote,
m_v_dmitrieva
m_v_dmitrieva

Categories:

Черная бабочка

Константин Сергеевич Станиславский несколько месяцев 1928 года провел за границей: поправлял здоровье, отдыхал от театра -- он стал ему «почему-то противным». На немецком курорте Баденвейлер, где, как известно, умер Антон Чехов, Станиславский жил с семьей: женой, дочерью и внучкой Кириллой.

В архиве А.И. Свидерского (ГАРФ. Ф. Р-4359. Оп. 1. Дело № 199), в папке «1928. Дело о Московском Художественном театре» тихо лежит письмо Станиславского к «дорогому Николаю Афанасьевичу [Подгорному]», отпечатанное на машинке. Из Германии Константин Сергеевич пишет, как его осаждают местные журналисты, приходится тщательно от них скрываться. Из, подчеркнутой им самим, предосторожности режиссер просит заведующего труппой МХАТ Подгорного «повидать А.И. Свидерского, чтобы рассказать ему, как обстоит дело».

«Не подлежит сомнению, -- пишет Станиславский, -- что все происходящее здесь откликнется в Москве и создаст сплетни о том, что я бежал из России и т.д. Пусть Ал. Ив. знает и в критический момент скажет свое веское слово. И на будущее время я буду писать вам и говорить все, что здесь делается. Письма будут короткие, сжатые. Еще бы хотел знать: если меня будут спрашивать здешние русские актеры – можно ли им вернуться в Москву и как к ним там отнесутся – что им говорить. Речь может идти (пока, предупреждаю, я не имею ни от кого никаких определенных вопросов, я лишь знаю, что некоторые находятся в тяжелом положении) – о членах Пражской группы [МХТ]: Крыжановская* или Бондырев**, или Серов***. Повторяю, никого из них я не видал, но если они узнают из газет, то могут ко мне обратиться».
Далее Константин Сергеевич просит о том, чтобы его родственники еще какое-то время остались за границей, ради лечения внучки. Письмо из Берлина от 20 сентября 1928 года заканчивается подписью синим карандашом -- «АК» (Алексеев Константин).

В Москву Станиславский приехал 15 октября того же года. Шли, по словам Анатолия Смелянского, «решающие сражения вокруг «Бега»»: пьесу обсуждали, в обсуждениях участвовал Максим Горький, которому новая «превосходнейшая комедия» Булгакова понравилась: «"Бег" -- великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех, уверяю вас». Главрепертком, одержимый классовой и прочей завистью, не соглашался с такой оценкой. С «мхатоедами» вежливо и терпеливо полемизировал начальник Главискусства Свидерский (место первого в Главискусстве скоро займет Ф. Раскольников).

11 октября газета «Правда» сообщает о принятии «Бега» к постановке в МХАТ, цитируя реплику Горького об анафемском успехе. Это сообщение подхватывают эмигрантские газеты. Русские театры за рубежом начинают искать пути к автору новой пьесы. В ней, недоступной, мерещится злободневность потерянных снов, равная "анафемскому успеху" инсценировки романа "Белая гвардия".

Но музыка играла недолго: пролетарский писатель номер один отбывает лечиться в Сорренто, у идеологов Главреперткома открывается второе дыхание. «Бег» снова в опале. У Станиславского на юбилейном вечере МХАТ случается сердечный приступ (играли чеховских «Трех сестер», в роли Вершинина он и был захвачен сердечным недугом, «чуть не умер на сцене»).

Константин Сергеевич снова едет за границу лечиться. В Ницце основатель «великой школы» работает над «Режиссерским планом “Отелло”» -- для одноименной оперы. План этот не осуществился. Режиссер, однажды уже претерпев от черного образа, на склоне лет снова разминулся с шекспировской трагедией.

Среди первых спектаклей Станиславского был «Отелло» (1896 г.). В роли несчастного мавра выступил сам Константин Сергеевич. Спектакль едва выдержал четыре представления: исполнение «было очень и очень плохое».
Исключительность черного образа в другом, посмертном, исполнении получилась легкой. И -- немного сомнительной, в фантастическом пересказе Ольги Леонардовны Книппер. В ее воспоминаниях, сразу после смерти Чехова в отеле Баденвейлера, среди «тишины и духоты ночи», в комнате появилась «огромных размеров черная ночная бабочка, которая мучительно билась о горящие электрические лампочки и металась по комнате».

Сомневаюсь мучительно, но думаю, что именно так и было.
------------------------------------------
*КРЫЖАНОВСКАЯ Мария Алексеевна (1891 – 29 октября 1979, Шелль, под Парижем). Драматическая актриса. Жена А.С. Бессмертного. В России актриса Московского художественного театра (МХТ). В 1919 выехала с частью труппы МХТ за границу на гастроли. Осталась во Франции, жила в Париже. Играла в составе Пражской группы МХТ (1926–1928, 1933–1935) <...>
**БОНДЫРЕВ (Бондарев) Алексей Павлович (24 января 1884, Вологда – 16 декабря 1939, Париж, пох. на клад. Банье). Артист театра и кино. Отец И.А. Бондыревой. В 1908–1922 состоял в труппе Московского Художественного театра (МХТ). В 1922 выехал на гастроли, стал невозвращенцем. Остался в США, затем выступал в Пражской группе МХТ. Пел под гитару романсы в кабаре <…>
***СЕРОВ Георгий (Юрий) Валентинович (1894 – 24 сентября 1929, Париж, пох. на клад. Кондэ, под Парижем). Артист, режиссер. Сын художника В.А. Серова, брат Н.В. Серовой. Учился в театральной студии Е.Б. Вахтангова. В 1919 был в числе организаторов Первой cтудии Московского Художественного театра (МХТ). Заведовал постановочной частью студии, работал как гример, артист. В 1922 не возвратился с гастролей МХТ в Ревеле, работал в Праге в Театре на Виноградах, в Народном театре. Стал широко известен после исполнения роли Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. В 1923 вошел в Пражскую труппу Художественного театра, участвовал в берлинских и парижских (1926) гастролях. Работал в труппе М. Германовой, с 1926 перешел на французскую сцену. С 1927 артист в театре «Atelier» (руководитель Ш. Дюллен) <…> Умер на сцене театра «Atelier» во время репетиции спектакля. (Цит. по: РОССИЙСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ ВО ФРАНЦИИ (1919 -- 2000): БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В ТРЕХ ТОМАХ под общей редакцией Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской : [электронный ресурс]; http://www.dommuseum.ru.
Tags: Прошлый век, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments