?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Вырезки (из партийной прессы)
m_v_dmitrieva
Светлая проза в разбитой лодке

Книги бывают толстые и для перечитывания всегда. Обычная ситуация – спешишь из дома на электричку или хочешь прилечь на диван, побаловать себя часа два желанной линией собственного горизонта, ну и, конечно, решаешь, а что бы такое почитать? Газеты? Да тьфу на них. Ищешь среди книг. И, как правило, выбираешь из тех, которые для перечитывания всегда. Прочитал одно предложение в такой всегдашней книжке, прочитал другое. Надо же, удивляешься в десятый раз, как в первый: сюжет реальный до наивности, но как изящно, талантливо, складно написано. А привязанность к не раз прочитанному похожа на серьезное чувство.
У Нины Горлановой, пермской писательницы, автора «Дома со всеми неудобствами» и романа «Нельзя. Можно. Нельзя», вышла новая книжка. В ней собраны рассказы, написанные за последние десять лет. А на обложке – цитата из Натальи Горбаневской: Горланова – как Джульетта Мазина, смешной быть не боится. Точно сказано.

Нина Горланова холит свою провинциальность, превращает ее в литературу фантастическую. Интеллигентная женщина, а ведь считает же, что «любовь никогда не кончается, что она в старости только нарастает... И уже не нужно взаимности. Любишь – и счастлив». Завидуешь такой уверенности. Все в этом мире, кроме Гитлера и Сталина, для нее прекрасно. Горланова внимательно записывает слова из жизни. В рассказе «Любоф» персонаж Надежда говорит: «Я визуально зависима, поэтому в борщ зелень не режу, а кладу укроп веточкой – в тарелку прямо»... Смешно и хочется снова послушать писательницу из Перми, не получившую премию Букера, а самой помолчать. Это молчание и есть настоящий диалог. Немучительный. Потому что получается – сам себя слушаешь.

 

Интересная книжка вне зависимости от сюжета всегда эротична. Эротика прозы Нины Горлановой свободная. Без демонизма. Когда сексуальность – не женщина, а ситуация, то эта ситуация – исключительно знаковая – всевышняя. Вот в рассказе «Дорогие гости» приехали из Москвы в Пермь два писателя и один критик: стол нужно раздвигать, а из стола тараканы пошли. Их появление в рассказе – буквально божественное, если уж они появились, значит, так надо. «Чего вы так кричите, это тараканам нужно кричать! Вы их пожалейте, представьте: нас бы сейчас вдруг выгнали с насиженного места».

Экономическое движение в отечестве приучает гражданина к избирательности. Много чего купил бы из напечатанного, но покупаешь только совсем нелишнее. «Светлую прозу» Нины Горлановой, например, покупаешь с удовольствием. Что делать, если никто не подарил.

 

 Новая книжка Нины Горлановой попала ко мне из большого магазина. Я ее там долго разыскивала, пока не нашла. Держу рассказы Нины Горлановой, а сама на самую верхнюю полку поглядываю, там академический Бунин с комментариями. Вот, думаю, интересно было бы добраться до этого Бунина. Но высота тяжелой лестницы-стремянки меня пугает. И вдруг вижу старушку горбатую в шапочке, вязанной из разноцветных ниток, поля шапочки – мелкий рюш. Старушка сумку клетчатую держит и тоже наверх смотрит. Долго смотрит. Минуты две. Затем медленно, презирая мои невысказанные страхи, начинает взбираться по лестнице-стремянке, все выше, выше и выше…

 

Я принесла домой «Светлую прозу». Она в моей библиотеке – книга для перечитывания всегда. Поставила ее на полку рядом с Ксенией Некрасовой. У Некрасовой стихи – тоже светлые:

 

Где-то скрипка тонко,

как биение крови,

без слов улетала с земли.

И падали в траву

со стуком яблоки.

Я не люблю общественных читален – мне нравятся домашние, с характером разбитой лодки. Привет тебе, старушка на стремянке.