m_v_dmitrieva (m_v_dmitrieva) wrote,
m_v_dmitrieva
m_v_dmitrieva

Гадюка Мандельштама


Упала с верхней полки книжка: Михаил Гаспаров "Избранные статьи". Открылась на  226 странице -- на продолжении заметок по поводу интерпретации Бройдом нескольких стихотворений Мандельштама. Стихотворение "Век". Гаспаров считает, что "общий смысл стихотворения интерпретирован у Бройда вполне убедительно". Умирает старый век, начинается новый. К интерпретации Бройда он делает два дополнения - "о волне и о гадюке". Гадюка "дышит" в третьей строфе:



Чтобы вырвать мир из плена,



Чтобы новый мир начать,



Узловатых дней колена



Нужно флейтою связать.



Это век волну колышит,



Человеческой тоской,



И в траве гадюка дышит



Мерой века золотой.



Сложное понимание  волны заложено в строфе пятой, при жизни поэта не печатавшейся, но "приписанной в авторском экземпляре" (1936 г.). Пятая строфа:



Кровь-строительница хлещет



Горлом из земных вещей,



И горящей рыбой мещет



В берег теплый хрящ морей.



И с высокой сетки птичьей,



От лазурных влажных глыб



Льется, льется безразличье



На смертельный твой ушиб.



"Равнодушная природа", безразличная к человеческим катастрофам. "Потому, что природа привыкла, что всякое обновление окупается кровью, хлещущей "из земных вещей"".



Отталкиваясь от рассуждений Бройда об образе змеи в траве как предвестницы трагедии, Гаспаров уточняет:  "...здесь речь идет об Орфее и Эвридике: гадюка низводит на тот свет не человека вообще ("меру века", меру всех вещей), а именно Орфея, именно поэта <...> Здесь важным представляется то, что Орфей в античной  традиции -- не просто поэт, а поэт-цивилизатор, учивший человечество человечности". Кроме того, "цивилизаторское дело Орфея -- вносить в людской хаос мысль, порядок и ясность -- кратко сводится к одному акту: найти слово, назвать вещи своими именами. У Мандельштама это повторяющийся мотив..." .



И этот век продолжает традицию большевиков (их хоть и меньше, но всегда больше), озадаченных исключительно сохранением собственной власти, превращающей в пыль всякого, кто дерзнет не путать, а распутывать смыслы. Что бы на пальто ему, распутнику,  не хватало, чтобы вечно бегал, выгадывал и кланялся: ради себя самого, своего таланта и своих же близких. Хотят, видимо, стать равными самой природе, эти приноровившиеся к чтению нотаций атеисты. Какое же разочарование их ждет внутри собственного успеха. Ой заплачешь... не дай Бог.


Tags: Книги, Осип Мандельштам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments